Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

ОПЕРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В АРЕНА ДИ ВЕРОНА 

Италия, Верона, в течение практически всего лета ежегодно

 

    Самый большой театр под открытым небом Арена ди Верона таит в себе неповторимое очарование. Созданное древними римлянами архитектурное творение обладает уникальной акустикой, а современные организаторы устраивают оперные представления, пользующиеся невероятным успехом у людей со всего мира. 

Программа оперного фестиваля в Арена ди Верона в 2012 году

    Арену построили в первом веке нашей эры, в самом конце эпохи империи Августа. Служившая в эпоху становления христианства для гладиаторских боев, Арена в последующие века стала свидетельницей зрелищ самого различного толка: рыцарских турниров, корриды, балетов, цирковых и драматических спектаклей.

    В 1913 году Италия отмечала столетие со дня рождения великого композитора Джузеппе Верди. Джованни Дзенателло, обладатель легендарного тенора и веронец по происхождению, задумался о вкладе, который мог бы внести город Ромео и Джульетты в дело чествования композитора, ставшего символом Италии. Так родилась мысль поставить одну из вердиевских опер, использовав для этого прославленный амфитеатр. Для дебюта в необозримых аренианских пространствах была выбрана «Аида»: ее зрелищность в сочетании с древней архитектурой могла произвести незабываемое впечатление. На той первой «Аиде» среди публики были писатели Максим Горький и Франц Кафка.

    На протяжении почти восьми десятилетий самые прекрасные и легендарные голоса отдавались мелодичным эхом в древних стенах. Арене принадлежит честь открытия Марии Каллас, ибо именно здесь она появилась 2 августа 1947 года никому не известной двадцатичетырехлетней певицей в костюме Джоконды, главной героини одноименной оперы Понкьелли.

    Фестиваль в Арене ди Верона, грандиозный театр под открытым небом, — явление очень своеобразное, и мнение, что оно не имеет себе равных, соответствует истине. Каждая опера, появляющаяся на афише, рассматривается прежде всего с позиций, «подходит» или «не подходит» она Арене. Спектакли самого величественного театра под открытым небом привлекают публику только в том случае, если речь идет о популярном в Италии названии. На то, чтобы увидеть здесь «Сказки Гофмана» или «Пиковую даму», вагнеровскую театралогию или «Воццека» рассчитывать не приходится. Говорят, что когда много лет назад в Арене поставили «Лоэнгрина» на спектакль явилось триста (!) человек. И поэтому приготовьтесь к встрече с неизбежными «Аидой», «Набукко», «Риголетто», «Тоской», «Турандот», «Сельской честью», «Паяцами», «Кармен».

    Банальное утверждение, что жизнь прекрасна и удивительна, на главной площади Вероны наполняется новым смыслом. Ищущие ярких впечатлений, несомненно, признают исключительность переживания спектакля в Арена ди Верона. Громадный человеческий муравейник — четырнадцать-шестнадцать тысяч зрителей, задолго до начала представления занимающие горячие ступени чудо-амфитеатра,- олицетворяет праздник и дарит ощущение наслаждения жизнью. Идея оперного фестиваля в Арене есть, по существу, идея коллективного праздненства, осуществленного в том числе и средствами оперы.

    Фестиваль в Вероне из года в год сохраняет свое лицо: десяток популярных названий, чередующихся между собой, все оперы зрелищные, требующие участия масс, два-три звездных имени, множество посредственных и попросту никуда не годных голосов. Но, видно не только в музыке дело, если из вечера в вечер прокаленные двухтысячелетним солнцем жесткие ступени влекут к себе десятки тысяч людей. В Арене диктует Арена — она дарит вам поразительную красоту и необычность переживания. Музыка же в этом праздненстве играет не главную, но одну из главных ролей, ведь вы же находитесь в Вероне, «большом трактире народов» и признанном центре виноделия, городе Ромео и Джульетты и жестоких веронских герцогов.

    К Арене подходят пушкинские слова: «Он вечно тот же, вечно новый». От нее знаешь, чего ждать, но на ее очаровании это отражается мало. Нежность и восторг порождают голубые сумерки, темно-синий вечер, блистающее звездами небо, музыкальные сокровища на открытом воздухе. Люди приходят загодя, прогуливаются по Пьяцца Бра, покупают либретто оперы, подушку (средство против жесткости древних ступеней амфитеатра), прозрачный плащ (на случай дождя), шампанское, кока-колу. Призывные голоса продавцов мороженого и напитков, снующих среди публики, не смолкают до самого начала представления, о котором возвещают три мелодичных удара гонга. В огромной толпе преобладают майки, джинсы и кроссовки, но мелькают и вечерние туалеты. Тысячи свечей, согласно красивой традиции, зажигаются за несколько мгновений до первых тактов музыки. Спектакли длятся до часу ночи, в случае дождя, когда начала действий откладываются,- до двух. Погода — одно из главных действующих лиц ритуала, именуемого «Арена». Когда начинает лить дождь, кто-то закутывается в прозрачный плащ и терпеливо сидит на неудобных ступенях, кто-то раскрывает предусмотрительно захваченный из дому зонтик, кто-то прячет под стул подушку. Коридоры Арены заполняются дрожащими от вечерней прохлады и все же терпеливо ожидающими возобновления представления людьми. Если погода не меняется, толпа, недовольно ворча, расходится. Впрочем, у всех остается шанс утешиться порцией ризотто, сдобренного сыром пармиджано-реджано, мороженым или превосходным местным вином.

    Посещение Арены не только и даже не столько прикосновение к искусству, сколько некий ритуал. Опера в Арене становится событием потому, что звучит в стенах чудо-амфитеатра.

 Источник: http://www.belcanto.ru/arena.html

Рекомендуем вам уточнять актуальную информацию на официальных сайтах организаторов мероприятий.